• "Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание" - И.С. Тургенев

История школы

ЗДАНИЕ ШКОЛЫ

В 1892 году от имени жены статского советника А. И. Синакевич поступила заявка в Городскую думу на постройку двухэтажного флигеля на углу улиц Пермской (ныне ул. Кирова) и улицы Сибирской. В конце Х1Х века на этом месте было построено грандиозное (по тем временам) трехэтажное здание, украшенное кружевами из камня.
Александр Васильевич Синакевич был владельцем кирпичных заводов за Сибирской заставой, и собственный дом он построил из красного кирпича своего производства. В историю города этот дом вошел как Дом Синакевича, так было указано на открытке, изданной в 1901 году («Пермь.-Perm. Сибирская улица. – Rue de Siberie. Магазин А. В. Синакевича».)
Весь первый этаж дома Синакевича сдавался в аренду под магазины. Второй и третий этажи дома занимала частная гимназия Л. В. Барбатенко. Предположительно, на третьем этаже здания находились спальные комнаты (дортуары) учениц и их наставниц, а двухэтажный пристрой со стороны улицы Кирова предназначался для обслуживающего персонала.
В настоящее время здание школы охраняется государством как памятник архитектуры конца девятнадцатого века.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

1901 – 1918 гг.

В 1901 году госпожа Барбатенко получила от Попечителя округа разрешение на открытие частного учебного заведения 2-го разряда. Оно включало в себя: курс первых пяти классов женской гимназии, приготовительный класс и пансион. Но останавливаться на этом этапе Любовь Васильевна Барбатенко не стала. Через год ее учебное заведение (уже 1-го разряда) было преобразовано в женскую прогимназию, был открыт 6-ой класс. От гимназии ее отличало только отсутствие 7-го класса. На следующий год был набран недостающий 7-ой класс, и 5 ноября 1903 года учебное учреждение Барбатенко получило статус правительственной гимназии. 
Плата за обучение была высокой, выше, чем в других гимназиях: 45 рублей в год в приготовительном классе, 60 рублей в год – во всех остальных классах. Отдельная плата взималась за пансион (18 рублей в год) и за уроки танцев (3 рубля в год).
Несмотря на это, в 1905 году в гимназии обучалось 300 девочек, в 1915 –350. В 1915 году в младших классах (1-ый, 2-ой) количество учениц достигало 50 человек, хотя планировалось 25-30.
Состав учениц был разнородный. На 1915 год 27 % составляли дочери мещан, 19,6% – дочери крестьян, и только на 3-ем месте стояли дочери чиновников (12% от общего числа). Гимназистки благородного происхождения (дочери дворян и почетных потомственных граждан) занимали 4-е место (11,5% от общего числа). За ними шли дети сельских обывателей и купцов (8,6% и 6%), и только потом – дети родителей, чьи профессии мы привыкли считать «интеллигентными» (врачей, инженеров, учителей) – всего 16 человек (4,5% от общего числа).
Гимназистки носили обязательную синюю шерстяную форму, синий берет, черный или белый фартуки. Все учащиеся обязаны были иметь при себе ученические билеты и «предъявлять их по первому требованию старших или чинов полиции». Строгие правила регламентировали поведение учениц, как во время занятий, так и после них. 
Гимназистки должны были без опозданий посещать помимо уроков общие молитвы, спевки, практические занятия. Отсутствие в гимназии без уважительной причины не допускалось. Покидать класс «по окончании» урока можно было только после ухода учителя. 
В течение учебного года гимназистки, выходя из дому, обязаны были носить форму. Запрещалось появляться на вокзалах и пристанях без уважительной причины. Вечером разрешалось находиться на улице только до установленного часа: до 19.30. – зимой, до 22.00 – с апреля по июль, до 21.00 – с августа по сентябрь.
Особым циркуляром оговаривалось посещение театра, кинематографа, танцевальных вечеров, концертов. Для этого требовалось специальное разрешение начальницы, которое выдавалось при следующих условиях: день должен быть праздничный (в будни посещение увеселительных заведений запрещалось), и содержание пьесы, картины должно было быть одобрено педагогическим советом.
Педагогический коллектив гимназии состоял из высококвалифицированных преподавателей, большинство из них имело высшее образование. Штат сотрудников колебался от 25 до 32 человек, преподавателей мужчин было очень мало (5-6 человек).
Обязательно в состав преподавателей входили один или два священника, которые преподавали закон Божий. Все время существования гимназии ее законоучителем и духовным наставником воспитанниц был отец Алексей Яковлевич Сабуров, окончивший Пермскую духовную семинарию. 
В гимназии преподавали: русский язык, словесность и математику (в том числе геометрию и алгебру), физику, ботанику, географию, химию. Преподавание естественных наук было разрешено с 1905 года после многочисленных требований учащихся и их наставников. Кроме того, велось преподавание истории, французского и немецкого языков, рисования, пения, рукоделия. Знания оценивались по пятибалльной системе, в аттестате указывался средний балл.
Окончившие женскую гимназию воспитанницы получали статус домашней наставницы или учительницы (если они закончили педагогический курс 8 класса). Они могли заниматься педагогической деятельностью и имели права на социальную обеспеченность. 
Рассказ о частной женской гимназии Л. В. Барбатенко был бы неполный без упоминания о личности начальницы, которая открыла гимназию на свои деньги и все годы была ее «содержательницей». Она руководила не только деятельностью созданного ею учебного заведения, но и пансионом для учениц и сотрудников, организованном при гимназии. 
Любовь Васильевна разделяла патриотические настроения, охватившие всю страну в 1905 году. Вместе со своими учащимися она вышла на демонстрацию с требованиями общеполитических свобод и реформы школьного образования. Столь вызывающий поступок не мог остаться безнаказанным, ей предложили оставить занимаемый пост. Однако родители гимназисток отстояли любимую начальницу. Двести человек, собравшись 31 августа 1905 года в здании Благородного собрания, не только составили «ходатайство» об оставлении Л. В. Барбатенко в занимаемой должности, но и выбрали трех представителей, которые поехали в столицу «хлопотать по ходатайству» и добились положительного решения. 
О личной жизни Любовь Васильевны сохранилось очень мало сведений. Известно, что она окончила высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, имела диплом домашней наставницы, была замужем за инженером-технологом, Барбатенко Георгием Евграфовичем. Их дочери, Барбатенко Нина Георгиевна и Барбатенко Наталья Георгиевна с 1915 г. служили в гимназии матери учительницами. 
До последних дней существования гимназии (1918 год) Л. В. Барбатенко заботилась как об учащихся, так и о сотрудниках гимназии; добивалась прибавки к жалованию от местных органов самоуправления. 
О ее дальнейшей судьбе ничего не известно.

1920 – 1940 гг.

В1920-1922 годах в здании бывшей гимназии Барбатенко размещался Пермский военный комиссариат, затем – окружная милиция, окротдел ОГПУ, окружной уголовный розыск.*1
В 1922 году в Перми наряду с художественным музеем, школой 2 ступени № 17, была открыта школа 1 и 2 ступени № 21 (девятилетка). 
На момент открытия 21школы в ней работало 28 учителей; заведующей школой была Будрина А. А. , по специальности биолог.
Основной состав учащихся – дети рабочих, крестьян, служащих. Район Разгуляя, где жила основная масса учеников, считался неблагополучным по криминальной обстановке. После Гражданской войны по всей стране было много беспризорников, примерно треть школьников состояла из них. Прием учащихся осуществлялся по классовому принципу: в первую очередь принимали детей рабочих, крестьян, затем служащих; дети, чьи родители относились к бывшим эксплуататорским классам, могли закончить только школу 1 ступени (то есть, начальную), в школу 2 ступени их не принимали.
В результате реформ 20-х годов система образования претерпела значительные изменения. В стране была ликвидирована неграмотность, и осуществлялся переход к всеобщему начальному обучению. Но, подмена предметного преподавания комплексами привела к нарушению у школьников системности знаний. Бригадно-лабораторный метод школьной работы переоценивал самостоятельность учащихся, статус учителя сводился до положения консультанта, все это приводило к снижению качества знаний учащихся. Весь учебный процесс в школе был как бы «потоплен» в общественно-полезном труде, и обучение школьников носило чаще всего бессистемный характер. 
В 1924 году в школе был организован пионерский форпост имени «Профинтерна». В 1927 году на его основе был создан самостоятельный пионерский отряд имени МОПРа, члены которого в 1929 году встречались с французскими пионерами, приехавшими в Пермь. 
На 15 октября 1924 года в школе № 21 I и II ступени работали 32 учителя, заведующим был Маркс Николай Петрович.
В 1925 году в школе начал вводиться еще предмет начальной военной подготовки. Необходимость военной подготовки (ВП) была продиктована переходом армии на систему краткосрочной военной службы. Военная подготовка вводилась в качестве обязательной части общего учебного плана школ II ступени. Наряду с мальчиками к военной подготовке привлекались и девочки. Особенно тщательно они изучали вопросы здравоохранения в Красной Армии. 
Обучение в советской школе было идеологизированным. Наряду с обычными предметами (русский язык, литература, математика, физика, химия, музыка, пение), существовали такие предметы как: «история классовой борьбы» и «обществоведение». Учителями этих предметов могли быть только члены партии.
Ведущее место в системе обучения и воспитания в школе занимала общественно-полезная деятельность. Основная цель ее – дать учащимся политически-действенное воспитание, привить общественно-организаторские навыки, ознакомить с рабоче-крестьянской средой («дать учащимся знакомство с рабоче-крестьянской средой, среди которой им впоследствии предстоит работать»). Для этого составлялся так называемый «производственный план школы». Вся работа протекала по двум направлениям: в школе и вне школы. Вне школы дети участвовали в работе прикрепленной к школе типографии № 2 и подшефной деревне «Заборная». 
В типографии № 2 наши ученики работали в типографской библиотеке. Они катализировали библиотеку, несли дежурство по выдаче книг рабочим. Также они оказывали художественно-политическую помощь производству: писали плакаты, лозунги, выпускали стенгазеты, организовали шахматный кружок. 
В подшефной деревне Заборная основная работа проходила в деревенской школе. Оказывалась организационная и художественная помощь в проведении компании в Октябрьские дни, комсомольского Рождества, перевыборов Советов. Школа подарила деревенской библиотеке 50 экземпляров книг. Школьный форпост оказывал помощь пионеротряду д. Заборная. Оказывалась помощь в общественно-политических компаниях: Юбилей Толстого, юбилей Чернышевского, двухнедельник культуры и культпоход.
Сама школа № 21 жила тоже очень активной жизнью. Ученики совместно с учителями организовывали замечательные карнавальные шествия, проводили антирелигиозные компании, субботники. 
Самым большим мероприятием 1929 года был антирелигиозный вечер. Данный вечер школа устраивала совместно с комсомольской ячейкой типографии № 2. Художественная часть состояла из выступлений «живгазеты» со специальным антирелигиозным материалом. После официальной части были танцы. В вечере участвовали учащиеся школы II ступени. Для 1-й ступени был устроен специальный утренник. 
Помимо вышеуказанной работы работала Комиссия Содействующих. Члены комиссии принимали решения о выдаче материальной помощи бедным ученикам, собирали деньги на покупку школьной формы, зимней одежды, обуви, выходных костюмов, учебников, бесплатных завтраков. Только за 1929 год в школе было 44 малоимущих семей. Им были выданы: комплекты учебных принадлежностей, а так же комплекты зимней и летней одежды (3 пары обуви, 5 платьев, 10 халатов). Выдача материальной помощи была приурочена к юбилею Октябрьской революции.
В 1928-1929 годах впервые начали осваивать трудовое обучение: труд в столярной мастерской для мальчиков и кройка и шитье для девочек.
Вечером, после учебы, с 18 до 20 часов, начиналась клубная работа, Ее непосредственным руководителем являлся ученический совет. Клубная работа проходила по следующим кружкам: первой помощи (40 человек); клуб военных знаний (42 чел.); хоровой кружок (18 чел.); ИЗО (17 чел); юных натуралистов (16 чел.); текущей политики (23 чел.); «безбожник» (25 чел.); стенгазета (20-25 чел.); помощь отстающим (75 человек); добровольческие общества (МОПР – 101 чел.); здравячейки (15 чел.).
В 1928 -1929 годах гостями школы стали:
1. Преподаватели и студенты Уфимского Института народного образования. Они заслушали доклад заведующего школой о работе и познакомились с постановкой занятий по Дальтон-плану.
2. Комиссия Окроновской ячейки ВКПб.
3. Врач Попов - знакомился с постановкой работы по физкультуре.
4. Инструктор Уралоно Кавзан (физкультурник).
5. Инструктор школ повышенного типа Пермского Окроно С.А.Филиппов с целью проверки планов по проведению компаний.
7. Пермский писатель В. А. Каменский 
В 1934 году школа № 21 получила статус средней школы. Директором был назначен Коршунов Алексей Семенович, впоследствии научный работник педагогического института, завучем – Некрасова Евдокия Семеновна. Были оборудованы учебные кабинеты по физике, химии, географии, биологии.
В 30-е годы школа считалась одной из престижных благодаря высокому уровню преподавания и блестящим педагогам. «Преподавательский состав в школе был очень сильный. В основном, это были учителя, получившие образование до революции в гимназиях и университетах, сознательно выбравшие свою профессию и посвятившие ей всю жизнь.
С преподавателем русского языка и литературы Федоровой Галиной Сергеевной мы разучивали пьесы, по ним ставили спектакли: сначала в школе, потом в городском театре (ныне театр оперы и балета имени П. И. Чайковского). 
Наши спектакли всегда собирали аншлаги, а деньги от продажи билетов шли в фонд школы. На них родительская организация «Комсот» покупала одежду, обувь и канцелярские принадлежности для малообеспеченных учеников.
Учительница математики Попова Лидия Михайловна была выдающимся человеком и преподавателем. Ее уроки запомнились на всю жизнь. Выпускники 1941 года, встречаясь на Нетрадиционном сборе в 1985 году, спрашивали друг у друга номера контрольных по математике. Она не создала своей семьи, но воспитала и вырастила 10 беспризорных детей» (Из воспоминаний писательницы Спешиловой Е. А. , выпускницы 1943 года).
Лев Иванович Левин, выпускник нашей школы, писатель так рассказывал о ней в своей книге «Такие были времена»:
«Школу-девятилетку я окончил в городе Перми в 1928 году семнадцати лет от роду. К математике не проявлял никакого интереса, уроков же литературы всегда ждал с нетерпением. Литературу преподавала у нас Людмила Николаевна Шемиот-Полочанская. Именно она пробудила во многих из своих учеников интерес к литературе. Любопытно, что Людмила Николаевна не придерживалась традиционных оценок «удовлетворительно», «неудовлетворительно». У нее была собственная шкала: «вдумчивая работа», «глубокая работа», «самостоятельная работа», «серьезная работа», «вялая работа», «непродуманная работа». Мы часто спорили, какая из этих оценок выше, какая ниже. Для Людмилы Николаевны литература была не предметом преподавания, а источником вдохновения. Иногда она давала нам рискованные, но захватывающе интересные задания. Например, продолжить произведение русского классика…»
Из воспоминаний Спешиловой Е. А.: «в 30-е годы по стране прошел призыв «Ни одного беспризорника без образования»; поэтому четверть класса состояла из бывших бродяг. Несмотря на это за все годы учебы в школе я не помню ни одного случая кражи даже самих мелких предметов (ручек, карандашей и т. д.). В раздевалке была установлена «полка Маши-растеряши», на которой хранились утерянные вещи, в том числе и ценные. На большой перемене все учащиеся устремлялись в актовый зал. Там, на сцене стоял рояль «Беккер». Кто-то из старшеклассников садился за него и разучивал с малышами народные песни, танцы. Все веселились от души, досуг детей на перемене был организован.Для женщин-преподавателей был характерен строгий стиль одежды: темный фон платья с белым воротничком и манжетами. К внешнему виду учениц также предъявлялись определенные требования: им запрещалось носить туфли на каблуках, пользоваться косметикой, надевать бижутерию, делать перманентную завивку».
В 30 – 40-е годы в школе работали лучшие педагоги города: Л. Сицилина и А. Коршунов, учитель математики М. Соколова, русского языка и литературы – Г. Федорова, географии – О. Богословская, истории – Л. Зуева. 
В конце декабря 1934 года школе было присвоено имя С. М. Кирова.
Широко отмечался в школе 100-летний юбилей со дня смерти А. С. Пушкина. В 1937 году в школе впервые была проведена новогодняя елка (до этого они запрещались).
В школе работали спортивные секции; были популярны военизированные лыжные походы, военные игры. Учащиеся старших классов занимались в планерных и стрелковых кружках Осоавиахима. 87% старшеклассников имели значки ГТО и «Ворошиловский стрелок», а 78% пионеров имели значок БГТО. Юноши мечтали о профессии летчика. Постановление правительства о призыве в армию после окончания 10-го класса было воспринято старшеклассниками с энтузиазмом. 
Жизнь довоенной школы была наполнена интересными и значительными событиями. Но Великая Отечественная война прервала мирную жизнь страны. В первые же дни войны ушли на фронт многие выпускники и преподаватели, директор И. Шардаков, завуч В. Астапов. Ушли защищать Родину и не вернулись: В. Самосудов, повторивший подвиг Н. Гастелло, Б. Корнилов, А. Жолобов, С. Шутов, Н. Жуков, Г. Саромотин, А. Новиков и многие другие. 
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. вызвала серьезные трудности в работе школ. Многие школьные здания были отданы под госпитали, из-за этого резко сократилась сеть школ. Из-за размещения госпиталей в зданиях школ в 21 школу были переведены учащиеся школ № 11, № 22. 
Часть здания школы отдали под следующие организации: магазин «Охотник» переехал в пристрой, где сейчас находится библиотека; база Пищеторга разместилась в подвале школы; магазин «Одежда» занял часть первого этажа (где сейчас находится вестибюль).
Из-за нехватки помещений занятия проходили в 3 смены. В связи с большим количеством эвакуированного населения увеличился контингент учащихся, наполняемость классов была 45-52 человека. 
Часто возникали перебои с отоплением, освещением, не хватало учебников, тетрадей, писали на газетах.
Учащиеся выполняли домашние задания в коридорах, так как у подавляющего большинства дома для этого не было условий. Учителя по мере сил помогали детям. Директор школы Сицилицина Л. С. при помощи шефов организовала питание учеников, детей кормили завтраками.
Многие учащиеся 8-9-ых классов вынуждены были пойти работать вместо ушедших на фронт отцов, поэтому сократился контингент учеников старших классов, и школа была преобразована в неполно-среднюю.
Помимо учебы и преподаватели, и дети заготавливали дрова (доставляли их с плотов и распиливали); работали в колхозах весной, летом и осенью. Зимой убирали снег вокруг школы и с трамвайных путей. В течение всего военного времени ухаживали за раненными в госпиталях, давали для них концерты, собирали теплые вещи для фронта и посылали их на фронт и т.д. 
В 1943/1944 учебном году в стране в крупных городах было введено раздельное обучение, ликвидированное затем в 1954 году. Создавались мужские и женские школы, в которых должны были учитываться физиологические особенности юношей и девочек особенно в связи с условиями военного времени. 

С 1943/1944 учеб. года школа №21 стала мужской, девочки были выведены в школу № 26, директором которой стала Сицилицина Л. С. Директором мужской школы был назначен Шулькин Исай Минеевич. 
С учетом военного времени перестраивался весь учебно-воспитательный процесс. Продолжительность уроков сократилась до 35-40 минут с перерывами в 5 минут. 
В послевоенный период, с 1946/1947 гг. школьные здания стали освобождаться от госпиталей, работа школ стабилизировалась. Школы № 11 и № 22 переехали в свои здания. С 1948 года наша школа снова получила статус средней школы. В 1951 году был первый послевоенный выпуск. 

 
1950 - 1960 гг.

Безусловным достижением 50-х годов было осуществление всеобщего семилетнего обучения. В школе 50-х годов ставился упор на профессиональное обучение учащихся. Поэтому при помощи шефствующих организаций (техникум имени Швецова и 2-го монтажного управления треста “Уралэлектромонтаж”) были оборудованы школьные мастерские на 1 этаже пристроя во дворе школы (под спортивным залом). Шефы школы подарили станки и верстаки для мастерских.
До 1954 года 21 школа была мужской. В 1954/1955 году школа стала совместного обучения. Директором школы тогда был Калашников Михаил Федорович, завучем – Бабушкин Алексей Викторович.
С 1956 года начала работать в нашей школе в должности директора Наталья Михайловна Жданова (04.11.1913 – 09.1997). С ее личностью связано 30 лет жизни школы. 
Под ее руководством школа стала известна на всю страну в 1959г. как школа-новатор по подготовке старших пионерских вожатых. 
В 1959 году в нашей школе впервые в стране был открыт класс по подготовке старших пионерских вожатых.
В программу курса входили следующие предметы: педагогика и психология, курс Всесоюзной пионерской организации, детская литература, теория и практика комсомольской работы, история изобразительного искусства, спортивное совершенствование, руководство кружками, пение, игры и танцы.
К преподаванию этих предметов привлекались сотрудники Педагогического института, Пермской государственной художественной, городского Дворца пионеров, Обкома ВЛКСМ.
Набор учащихся был из всех школ города. Администрация выступала в ряде школ перед учащимися 8-х классов о профессии старших пионерских вожатых. Было принято 20 человек. В 1961 году на базе школы был проведен Всесоюзный семинар на тему «Организация производственного обучения старших пионерских вожатых». 
Была издана брошюра «Они будут вожатыми», в которой описана история организации нового класса, дан анализ его практического значения.
Опыт школы был одобрен, весь педагогический коллектив получил благодарность Министерства просвещения, а директор Жданова Н. М. награждена значком «Отличник просвещения».
Всего школой выпущено 159 старших пионерских вожатых, 89 дошкольных работников, 91 учитель начальных классов.
С 1962/1963 учебного года в школе стала работать второй вожатой выпускница школы Лобова Валентина Арсеньевна. В этой должности она проработала в нашей школе 8 лет.
В 1960 году пионерская дружина школы включилась в городское соревнование на звание дружины «Спутник семилетки». Пионеры взяли на себя грандиозные обязательства: например, собрать 20 тонн металлолома, 6 тонн бумаги; подготовить пионеров-инструкторов; ввести традицию осенних спортивных праздников; организовать пионерский и октябрятский хоры так далее. Свои обязательства пионерская дружина выполнила, и по итогам городского соревнования ей было присвоено звание «Спутник семилетки».
В 1965 году к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне учителя школы Акинфьева А. И. , Никонорова Ю. А., Плюснина М. П. подготовили литературно-музыкальный монтаж «Наш путь к Победе», который на районном смотре художественной самодеятельности получил диплом 1 степени.
Сводный хор школы (270 человек) выступал на торжественном заседании, посвященном 50-летию Советской власти (1967 год) в Оперном театре.
Распоряжение Министерства просвещения 1964 года о переходе на 10-летнее обучение в средней школе по существу прекратило профессиональное обучение в школах. 

1970 - 1980 гг.

В 70-е годы школа, наконец, смогла освободиться от всех арендаторов, въехавших в здание во время войны.
Магазин «Одежда» освободил помещение на 1 этаже, и школа смогла оборудовать раздевалку, пионерскую комнату и вестибюль. Складское помещение, находящееся на 1 этаже дома во дворе школы, было переоборудовано в дополнительную мастерскую. 
В конце 70-х годов был отремонтирован подвал под основным зданием школы. В 1983 году здесь открылась столовая, оформленная как космический корабль.
В 70-е годы деятельность всех общеобразовательных учреждений нашей страны была направлена на усиление трудового обучения, укрепления связи «школа – производство». Вводились УПК (учебно-производственные комплексы), призванные совмещать учебу в школе с получением основ какой-либо профессии. Школа № 21 испытывала трудности в организации трудового обучения, поэтому УПК проходил в мастерских треста «Пермгорремстрой» и в техникуме им. Швецова.
В 80-е годы по всей стране ввели: 11-летнее обучение (с 1984 г.), обучение с 6 лет, обучение компьютерной грамотности, всеобщее профессиональное обучение для выпускников школ и т. д. 
В 1980 году наша школа провела «Нетрадиционный сбор», посвященный 40-летию начала Великой Отечественной войны и первому военному выпуску. Сотрудникам школы удалось установить связь с выпускниками 1941 года и собрать их вместе. Из 30 выпускников погибли на фронтах войны 3 человека, 26 человек приехали на сбор из Ленинграда, Москвы, Калинина, Свердловска, Риги и других городов. Также приехали трое выпускников 1940 года.
14 февраля 1980 года, собравшись в своей комнате на 3-ем этаже здания, они встретились с классным руководителем Фитиной Галиной Ивановной. 
Участники сбора рассказали о своей жизни во время войны и после нее. Большинство из них закончили вузы, некоторые получили ученые степени. Среди них были: один член-корреспондент Медицинской Академии наук, трое докторов наук, семь кандидатов наук; также пять инженеров, один кинорежиссер, двое кадровых военных.
На второй день для выпускников были организованы экскурсии в Пермскую государственную художественную галерею и на курорт Усть-Качка.
После «Нетрадиционного сбора» установилась тесная связь школы с выпускниками военных лет. Как правило, в Дни Победы несколько человек приезжало в школу.
В 1985 году наша страна отмечала 40-летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками. В школе была организована встреча не только с выпускниками военных лет, но и с родителями погибших учащихся. Приехало более 40 человек. 
Был оборудован музей Боевой Славы, в актовом зале оформлена мемориальная Стела, посвященная погибшим во время войны учителям и ученикам. Стелу открыла мать погибшего Дошевская Злата Гильевна и выпускник 1941 года Афиногенов Артем Захарович.
9 мая 1985 года на Октябрьской площади во главе колонны шли 24 фронтовика – выпускники школы.

1990 - 2000 гг.

В 90-е годы ХХ века здание школы значительно обветшало; возникла необходимость в смене коммуникаций, перекрытий. 
Основной задачей и проблемой школы в 90-е годы стал капитальный ремонт здания (1993 – 1997 гг.). Из-за него некоторые классы занимались в других школах (№ 2, № 28), часть кабинетов поменяли местами, (например, библиотеку).
Был произведен ремонт фасада здания. Пескоструйным аппаратом сняли слой зеленой краски, и здание обрело тот же цвет, что и в момент постройки.
С 1993 года здание школы № 21 находится на государственном учете как памятник архитектуры местного (областного) значения в соответствии с решением малого Совета Облсовета от 20.05.1993. № 683.